Клуб Парусных Экспедиций : "Кристиандзунд-Копенгаген - 2010"

Санкт-Петербург +7-981-877-00-76

Москва +7-495-142-36-02



Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 1

В этом году в нашем Клубе решено было сходить на Лофотенские острова, за Полярный круг. Времени это занимает немало, и мне нужно было вести лодку обратно. Федор вел лодку от Ханко до Лофотен и потом немного на юг, до Кристианзунда, а мне нужно было идти оттуда до Балтики. Кристианзунд находится на севере Норвегии, но южнее полярного круга.

Пройти нам предстояло что то около 800 миль. Сначала побережье Норвегии, затем проливы Скагеррак и Каттегат. Особенно напрягало прохождение проливов, я слышал про них страшные рассказы, да и побережье Норвегии - тоже не подарок для навигации на такой маленькой лодчонке, как Run-A-Way, 34 фута. Некоторый оптимизм внушало то, что идти мы будем по направлению господствующих ветров и довольно опытным экипажем.

До Кристианзунда добрались с двумя пересадками и за 230 евро (из Питера). В дьютике было закуплено много чего, в том числе и килограмм шоколада, так как Норвегия «дорогая страна». Жаль только, что в магазинах беспошлинной торговли не продается гречка.

Аэропорт г. Кристианзунд порадовал своей провинциальностью после невообразимой сутолки и нечеловеческих по масштабу аэропортов Стокгольма и Осло, где мы делали пересадки (и отоваривались в Дьюти-фри). От аэропорта - 17 евро до марины на такси, лодку я увидел уже из окна машины.

Встреча с предыдущем экипажем прошла достаточно бурно, но видно было, что ребята устали. Рассказы их относились в основном к треске, как они ее ловили, как ели и как снова ловили и снова и т.д. Рыбой, тем не менее не угостили, вся была съедена до нас. Для ловли рыбы нам был передан некий снаряд под названием Пилькер и необходимые инструкции - «встаете на банку и вытаскиваете сколько нужно»

Федор передал мне также инструкции как и чего чинить и что отламалось и что если что, но так как подготовка к этим походам была серьезная то все на лодке было в порядке, то особо ничего делать было не нужно, только залить воду в бак и закупить продукты. Надо сказать, что Норвегия очень дорогая страна. Йогурт 0.5 стоит 14 норвежских крон, умножайте на пять и получите в рублях. Пиво - 30, хлеб примерно также, кило свинины - где то 100. И так далее.

Выйти решено было в субботу, как только прибудет четвертый член экипажа - девушка Юля. Остальные три - это я, капитан, и Виктор и Женя, ребята, с которыми я ходил в прошлом году на Ладогу. Виктор и Женя уже опытные, Витя учился у нас в школе и ходил на одной из питерских шестерок, у Жени опыт самостоятельных чартерных походов.

Узнав прогноз я понял что выходить нужно как можно раньше, так как в ночь с субботы на вскр будет раздувать в морду до приличных 25 узлов. До этого раздутия очень нужно было бы загнуть полуостров Hustadnet, который надо обходить выходя в Норвежское Море, дальше уже можно спрятаться в шхерах.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 2

Переход Кристиансунд -Алесунд

Вышли мы вовремя, всю ночь огибали участок открытого моря. Шли в галфвинд при слабом юго - востоке, но с запада уже подходила довольно увесистая зыбь. Едва мы успели пройти оффшорный участок –30-40 миль, как ветер стих повернул и начал дуть в лицо, сначала не очень сильно. Где то к утру воскресенья он усилился до обещанных 25 узлов, хорошо что мы были уже в шхерах. План перехода сработал и когда начало дуть мы уже были закрыты от волны цепью островов, некоторые из которых достигали высоты в километр (они видны на карте).

Несмотря на сильный ветер, погода была отличная, светило солнце и иногда набегали шквалистые тучи с порывами и дождем. Экипаж устал и мы решили отдохнуть где-нибудь не доходя до Алесунда. Как только мы приняли это решение как у нас оторвался роульс второго рифа на гике (мы шли на втором рифе при 25 узлах ветра. На самом деле это было ошибкой, для такого ветра вполне хватает и первого рифа, особенно если ветер рваный и нет волны).

Зашли в порт Bolthholmen. Что характерно, его нет в лоции и это хорошо. Стоянка с неограниченным душем стоит 120 крон, заправки правда нет. В приложение можно подняться на километровую гору, которая поднимается прямо из воды на северном берегу бухты.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 3

ГРИБ файл на 13 часов в воскресенье Цифры – температура в С Стрелочки- направление и сила ветра. Стрелочка с двумя хвостиками – 20 узлов. Полхвостика – 5 узлов.

Отдохнув и выспавшись мы рано с утра вышли на Алесунд, до которого было всего 15 миль, в лавировку. Погода не изменилась, все также дуло 25 - 30 узлов и по чистому небу ездили шквалистые тучи с дождем, которые цеплялись за высоченные горы торчавшие вокруг из моря. Виды были весьма захватывающими.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 4 Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 5

Так как предполагался небольшой ремонт - нужно было отремонтировать роульс на гике - я решил не идти в центр Алесунда, а постоять где-нибудь в сторонке. Я вообще не люблю стоять в центре города у набережных, когда на тебя ходят и смотрят толпы туристов, словно на слона в зоопарке. Тем более когда делаешь какой-нибудь ремонт.

Проблема захода в Алесунд осложнялась также тем, что там нужно было пройти под мостом, высота которого равна 17 метров. Я не знал точно высоту мачты, и пред самым заходом мы ее померяли. Получилось гдето 14 метров от воды, и мы смело полезли под мост. Нашему взору открылась замечательная гавань с траулерами, рыбачьими лодками, какими то сараями и прочим. Не было только магазина с роульсами, но, по слухам, он был на том берегу бухты.

Вообще, норвежцы очень странно объясняют дорогу. Когда спрашиваешь их, например, где можно купить роульс (я показывал им сломанный, и все сразу понимали о чем речь. Покажите сломанный роульс кому ни будь напр. в Выборге и найдите таким образом магазин. Ближайший - в Финляндии) то они сначала объясняют, как доехать на машине. Когда выясняется, что машины нет, то они сразу же начинают давать объяснения, как доехать на лодке. Даже одна довольно пожилая леди, и та принялась рассказывать как пересечь бухту и что надо держаться в слева от знака посередине там где ошвартованы траулеры. И она тоже знала, что такое роульс.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 6 Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 7

Так как у меня не было машины, то я пошел пешком. Передвигаться пешком в Норвегии я рекомендую только по пешеходным туристическим зонам, все остальные места не предназначены для этого ни разу. Приходится перелезать через заборы и т.д.

Магазин я нашел, но необходимого роульса там не оказалось. Но нужный магазин был в соседнем городке, и я решил поавтостопить. Как выяснилось, в Норвегии останавливается каждая первая машина. Подвез меня парень на рено. Ему тоже нужно было что то для лодки и мы вместе отправились в необходимый магаз. Разговорились, я рассказывал ему про Россию, как там у нас дела и прочее. Он мне рассказал про холодную войну, когда он служил срочную в конце восьмидесятых и как они боялись советских субмарин и что начнется война с совком. Хорошо, что времена изменились.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 8

Алесунд

Переход Алесунд – Берген

200 nм

Основную сложность на переходе представлял собой мыс Stattlandet, похожий на карте на медведя (?). Вокруг него образуются течения и при встречном ветре огибание этого мыса превращается в проблему, а порой становится невозможным. О том, какие бывают волны в норвежском море я узнал позже, а пока принялся угадывать с погодой.

Прогноз обещал слабое – слабое раздутие навстречу или вообще штиль. Поэтому, по быстрому залив солярки и сменив газовый балон (замена баллона – 230 NOK), мы вышли на переход. Вахты стояли по шведской системе – 0-4, 4-8, 8-14 (6 часов), 14-20 (еще 6), 20-0. И так далее. Но капитану, естественно, спать полагалось только когда повезет.

Вышли при довольно свежем раздутии в лицо (ветер не переменялся с утра, когда мы шли до Алесунда). Путь к мысу лежал через Storfjorden, продолжением которого является знаменитый Герангер – Фиорд, (это когда на фотографиях 12 палубные пароходы кажутся щепочками на фоне окружающих гор). Подтверждаю – действительно. Километровые горы вокруг, всякие водопады и прочее поражают нечеловеческими размерами. Ощущение масштаба теряется и только микроскопические домики где то в облаках дают представление о грандиозности всего вокруг. Видели мы все это ночью, правда ночи были очень светлые (19 июля, 65 градус). К ночи ветер стих и мы огибали мыс под мотором. С утра было решено попробовать половить рыбу. Была достана ужасная на вид снасть под названием пилькер. Следуя нехитрым инструкциям, вышли на банку 15 – 20 м и забросили. Сперва ничего не брало, но потом начало клевать. Небольшие рыбки 300 – 400 грамм, почти ведро, и под конец – здоровенная рыбина (сайда ?) кило на полтора. Все было сразу же пожарено и съедено.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 9

Пилькер. Фото из интернета, т.е. рука не моя. Рыба на это не клюет, а просто подцепляется.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 10

Тот самый мыc. На медведя похож?

После рыбалки ветер не появился, и мы продолжали тарахтеть под мотором, пока наконец не подул слабый встречный ветер. В это же время с севера, т.е. с кормы стала приходить довольно пологая но в тоже время внушительная зыбь, которая со временем стала увеличиваться. Несмотря на это после огибания я решил идти в море, так как при лавировке закладывать галсы там можно свободнее. Ну и улетавшие с утра в океан птицы тоже добавляли уверенности в «хорошей», т.е. безветренной погоде. Что касается температуры (+12) и осадков (беспрерывный, назойливый моросящий дождь, иногда усиливающийся до ливня), то в Норвегии такая погода всегда. Дождь лил на протяжении всего перехода, только в самом начале немного повезло с погодой.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 11

Иногда в лавировку, а чаще под мотором проехали остальную часть маршрута - день, ночь, следующий день и рано с утра пришли в Берген. Все неимоверно вымокли, замерзли и устали, и меня не порадовал вид гавани Бергена, уставленной лодками аж по пятому ряду бортом. По лоции , где то рядом была еще одна марина, но сил уже не было и мы пришвартовались гдето у стенки, с которой нас поперли часов через шесть. Решили уйти в соседнюю гавань – там место было, но не туалетов, ни душей. За это Бергену – огромный минус, никакого нормального сервиса для яхт там нет. Весь переход занял больше двух суток и получился самым сложным за весь поход, из за дождя и слабого встречного ветра.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 12

Переход. 200 миль по генералу.

Берген – Ставангер

110 миль по генералу, но получилось как всегда…

Выспавшись и выпив пива в ближайшем кабаке (50 крон. Пиво – так себе), я стал готовится к переходу на Ставангер. Идти туда можно было морем или шхерами, и все это зависело от прогноза. В хороший ветер идти конечно стоило морем – мне как шкиперу гораздо спокойнее, когда глубина под килем 500м, а не каких то 50… Вообще в Норвегии боятся стоит начинать уже со ста метров, наблюдая зазубренные вершины скал вокруг. При этом в Норвегии принята какаято своя система ограждения опасностей – вместо буев в скалы вбиты какието палки, по форме кочерги, которые показывают, куда надо двигать. Буи же стоят как то бессистемно, и в то же время на таких местах, на которых они не особо нужны. Это вам не Финляндия.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 13

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 14

Прогноз. Так как он обрезан с запада, то я кое чего не увидел…

Посмотрев прогноз, я возрадовался. Наконец то я смогу поспать на перходе, не слушая тарахтения мотора и не высовываясь поминутно, чтобы проверить, куда меня завезли нерадивые чайники (на самом деле ребята опытные и надежные. Но параннойа.)

Вышли в ночь, и при довольно слабом попутняке прошли шхеры от Бергена до маяка Marstein. Дальше предстояло рулить в море, где получить 4 бала обещанного попутного ветра. Дуло действительно бала 4, ну может – 5 – 20 – 25 узлов. Но волны… Вчерашняя зыбь превратилась в чудовищные, неправильной формы и приходившие со всех сторон сразу валы, высотой метра три ( пять, десять – это как с рыбой. По честному то не больше 2,5). Откуда? Думал я. Что за ерунда, ветра явно было меньше, чем нужно для такого волнения.

Однако пора было принимать решение, которое и было принято – снова идти ныкаться в шхеры, но до ближайшего входа было миль 15 – 20, тем более что прямо по ветру ехать было невозможно, приходилось идти по ветру галсами, причем фордевинд я делать не решался – каждый раз крутили корову.

На подходе ветер и волнение стихли, но я все равно загнул с запасом банку 30 м, которая сразу была за глубиной 200 м – но это было уже зря. В шхерах же ветер начал закисать, и в конце концов кончился. Завели мотор. Так при слабом попутнячке и доехали до Ставангера, уже ночью. Заходить в Ставангер просто, быстро нашли чудесную гавань с душем и прочим, и легли спать. С утра я более подробно изучил прогноз. Оказывается, что на сто миль северо – западнее ветер раздувал аж до девяти, и оттуда то и приходила эта волна, выгнавшая нас из моря обратно в шхеры.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 15

План перехода и как получилось. План перехода – оранжевая линия с кружочками.

Ставангер – Скаген

Пролив Скагеррак. Одно название чего стоит, да и вообще – загнуть мыс Скаген – одно из достижений для яхтсмена, особенно на Балтике. Не Мыс Горн, конечно, но тоже довольно опасное место.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 16

План перехода показывал 240 миль по ген курсу. Прогноз был великолепен, осталось выбрать время отхода. Поприкидывав туда и сюда, я решил выходить с утра в понедельник, чтобы через примерно двое суток подойти к Скагену. В запасе должно было быть несколько часов, чтобы огибать мыс и входить в порт не в темноте.

Примерно так и вышло. К концу первого дня перехода мы были уже далеко за Эгерсундом, ночью раздуло, и ребята разогнали лодку до девяти узлов. Но их веселье длилось недолго, вылез злой капитан и все прекратил. Стаксель подмотали, взяли риф и поехали нормально так 6-7 узлов. Стаксель на бабочку, подрулька рулит, танкеры и прочие сухогрузы идут в стороне – так и прошли Скагеррак, очень быстро и без приключений. Согласно расчетам, рано с утра в среду приехали в Скаген. Туалет бесплатно, душ – 5 крон, но теперь уже датских. Поспав, я отправился осматривать достопримечательности, в частности забрался на маяк и посетил самую кромку мыса. Да, и еще – в Дании дешевое пиво.

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 17

Вид с носа

Норвегия-Дания 2010 - иллюстрации 18

С кормы. Это Скаггерак.

Скаген – Копенгаген. Пролив Каттегат и Зунд

Последний переход. Рассказывать про него особенно нечего, кроме того, что шли под мотором и при слабом ветре. Но только ошвартовались, как сразу зло раздуло и дуло очень сильно еще пару дней. Как здорово было слушать свист вант и щелканье фалов по мачтам в уютной гавани.

Типа выводы

Ну что, прошли 800 миль, не по самым простым водам. С погодой было тяжело – я за весь поход не видел звездного неба. Норвегия – очень красивая страна, но очень сложна для путешествий под парусом. Задумаете туда отправится – будьте уверены в своем опыте, иначе местные тролли и прочие духи быстренько обломают рога излишне уверенным. Тщательно изучайте прогноз, обязательно из нескольких источников. Имейте также большой запас по времени для осмотра достопримечательностей, я бы проходил с удовольствием не больше чем 150 миль в неделю, а в некоторых местах можно задержаться дней на десять, например в Герангер фьорде.

Фотоальбом с перехода Кристианзунд-Копенгаген - 2010

(с) 2010 Клуб Парусных Экспедиций 60ºN

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

{

Водоворот легенд

Истории: Водоворот легенд

- 10 узлов!! 10.5!!! Не пора ли геннакер убрать?..

Август. Шотландия. 2017 год.. Пролив между островом Скарба и материком. Солнечный ...

Читать рассказ...
{

В Гольфстриме. Переход Ньюпорт-Азоры, 2007 год

Истории: В Гольфстриме. Переход Ньюпорт-Азоры, 2007 год

2 июня 2007 года, Ньюпорт.
41º26’N 071º 24.4E. Ветер SSW F5, давление 1014, растет...

Упираясь коленом в опору ...

Читать рассказ...
{

Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Истории: Терсейра-Шербур, 2008: подготовка к переходу

Пакуем мешки

Мы стартовали 19 мая. Вернее, официально мы стартовали 19 мая. Лично для меня кошмар подготовки к переходу начался ...

Читать рассказ...